Get Adobe Flash player

Информация для правового просвещения граждан по выборам Губернатора Кемеровской области

 Избирательные права граждан РФ

Скачать памятку в формате PDF
-----------------------------------------------------------------------------------------------

Что бывает за «подкуп» избирателя? Что делать, если стал свидетелем подобного? 

Законодательством Российской Федерации предусмотрено, что участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению (ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Подкуп избирателей и оказание на них воздействия по голосованию за того или иного кандидата запрещен.  Подкуп представляет собой действия в форме передачи или обещания передачи избирателям материальных благ, направленные на то, чтобы оказать воздействие на их волеизъявление (передача денег, подарков, иных материальных ценностей, оказание безвозмедных услуг и т.д.) Данные действия влекут административную и уголовную ответственность. Если Вы столкнулись с подобными нарушениями закона, Вы можете обратиться в прокуратуру с жалобой на лицо, совершившее подкуп. 

Кто не может участвовать в выборах? 

Согласно ч. 3 ст. 32 Конституции РФ не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Таким образом, лица отбывающие наказание в виде лишения свободы в учреждениях уголовно-исполнительной системы лишены избирательных прав и в голосовании не участвуют. 

Разъясните порядок проведения публичных мероприятий? Что будет, если не соблюдать этот порядок? 

Порядок проведения публичных мероприятий (митингов, шествий) установлен Федеральным законом от 18.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях, пикетированиях».

Так, уведомление о проведении публичного мероприятия (за исключением собрания и пикетирования, проводимого одним участником) подается его организатором в письменной форме главе местной администрации муниципального образования, на территории которого планируется проведение публичного мероприятия, в срок не ранее 15 и не позднее 10 дней до дня проведения публичного мероприятия.

Статья 20.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленного порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования.

Какие требования установлены к помещениям для голосования? 

Помещение для голосования  - специально оборудованное помещение для голосования в здании, находящимся на территории соответствующего избирательного участка, участка референдума. В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями, за исключением карандашей. В помещении для голосования либо непосредственно перед указанным помещением участковая комиссия оборудует стенд, на котором помещаются информационные материалы обо всех зарегистрированных кандидатах, образцы заполненных избирательных бюллетеней, которые не должны содержать фамилии кандидатов, зарегистрированных в данном избирательном округе, а приведены все варианты заполнения бюллетеня по каждому из вопросов, вынесенных на референдум.

Кроме того, в соответствии с требованиями избирательного законодательства помещение для голосования должно быть оборудовано таким образом, чтобы места выдачи бюллетеней, кабины и ящики для голосования одновременно находились в поле зрения членов участковой комиссии и наблюдателей. 

В какой период возможно распространение

агитационных материалов? 

Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» устанавливает, что агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и прекращается в ноль часов по местному времени за одни сутки до дня голосования. Таким образом, в связи с предстоящими выборами 13 сентября 2015 года, последний день, когда возможна агитация кандидата – 11 сентября 2015 года. 

В периодических печатных изданиях, на каналах организаций телерадиовещания предвыборная агитация начинается за 28 дней до дня голосования и прекращается так же, за одни сутки до дня голосования.

В день голосования агитация запрещена. Исключение составляет случай, когда листовки, плакаты (и другие агитационные материалы)  были ранее размещены на зданиях, сооружениях и других разрешенных законом местах. Они сохраняются в день голосования на прежних местах.

За нарушение порядка распространения агитационных материалов предусмотрена административная ответственность в соответствии со ст. 5.10 КоАП РФ с наложением штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до ста тысяч рублей. 

Досрочное голосование           

Согласно Федеральному закону от 05.05.2014 № 95-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» смогут проголосовать досрочно избиратели, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности и т.д.) будут отсутствовать по месту жительства и не смогут проголосовать на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей. Для этого избиратели должны будут не ранее чем за 10 дней до дня голосования прийти в территориальную избирательную комиссию и заполнить бюллетень.

            Ранее вопрос о возможности досрочного голосования по уважительной причине рассматривался Конституционным Судом РФ, который предписал федеральному законодателю закрепить такую возможность (Постановление Конституционного Суда РФ от 15.04.2014 № 11-П). 

Я являюсь инвалидом II группы, не могу самостоятельно передвигаться. Получается, что я не смогу проголосовать на предстоящих выборах депутатов в сентябре этого года? 

В соответствии с частью 1 ст. 66 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», участковая комиссия обязана обеспечить возможность участия в голосовании избирателям, которые внесены в списки избирателей и не могут самостоятельно по уважительным причинам (состоянию здоровья, инвалидности), прибыть в помещение для голосования.

Таким образом, Вы имеете право проголосовать, однако для этого необходимо подать письменное заявление или устно обратиться в участковую комиссию (с указанием фамилии, имени, отчества, адреса места жительства и причины, по которой Вы не можете явиться на избирательный участок) в течение 10 дней до дня голосования, но не позднее чем за шесть часов до окончания времени голосования, т.е. такое заявление может быть подано в участковую избирательную комиссию в период с 3 сентября 2015 года, но не позднее 16.00 часов 13 сентября 2015 года.

Заявление или обращение можете передать как самостоятельно, так и через других лиц. В день голосования к Вам по месту жительства прибудут члены участковой комиссии, и Вы сможете отдать свой голос за одного из кандидатов. 

Как могут реализовать свои избирательные права лица, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах? 

Лица, содержащиеся под стражей в следственных изоляторах области, в отношении которых приговор суда не вступил в законную силу, вправе принимать участие в выборах и голосовать по месту содержания под стражей.

С целью обеспечения избирательного права данных лиц заблаговременно до дня голосования сотрудниками ГУФСИН России по Самарской области составляются списки лиц, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, имеющих право участия в выборах.

В день голосования в учреждения уголовно-исполнительной системы в вместе с наблюдателями прибывают членами участковой избирательной комиссии с переносными урнами для голосования и соответствующими бюллетенями.

Личность голосующих устанавливается по документам, находящимся в их личных делах.

Для проведения голосования заключенные под стражу поочередно выводятся из камер, в отдельном кабинете им обеспечивается возможность тайного заполнения бюллетеней для голосования, после чего данные бюллетени самим заключенным под стражу опускаются в избирательную урну.

При проведении голосования, как правило, принимает участие работник прокуратуры, осуществляющей надзор за учреждениями уголовно-исполнительной системы, либо представитель прокуратуры района, на территории которого находится соответствующее место содержания под стражей, а также один из руководящих сотрудников ГУФСИН России по Самарской области.

В случае отказа заключенного под стражу от голосования, от него получается письменное заявление с указание причин отказа от участия в выборах.

Таким образом, всем заключенным под стражу лицам предоставлено гарантированное Конституцией РФ право на выражение своего волеизъявления при проведении выборов. 

Кто может быть наблюдателем на выборах по региональному законодательству? 

При работе участковой комиссии в день выборов в целях осуществления гласности вправе присутствовать наблюдатель. В соответствии с ч. 4 ст. 30 Закона Самарской области от 08.06.2006 № 57-ГД «О выборах депутатов представительного органа муниципального образования», наблюдатель может быть назначен:

- зарегистрированным кандидатом;

- избирательным объединением, выдвинувшим зарегистрированного кандидата, зарегистрированных кандидатов;

- избирательным объединением, зарегистрировавшим список кандидатов.

Закон предусматривает запрет для лиц, которые не могут присутствовать при работе участковой комиссии в качестве наблюдателей. Так, наблюдателями не могут быть:

- выборные должностные лица;

- депутаты;

- высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации);

- главы местных администраций, лица, находящиеся в их непосредственном подчинении;

- судьи;

- прокуроры;

- члены избирательных комиссий с правом решающего голоса.

Полномочия наблюдателя должны быть удостоверены направлением в письменной форме, выданном кандидатом или избирательным объединением, направившим наблюдателя. В направлении указываются:

-  фамилия, имя, отчество;

- адрес места жительства наблюдателя,

- номер избирательного участка,

- наименование избирательной комиссии, куда наблюдатель направляется.

Также делается запись об отсутствии ограничений (лицо не является выборным должностным лицом, депутатом, высшим должностным лицом субъекта, далее – см. выше). Направление действительно при предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Предварительное уведомление о направлении наблюдателя не требуется. 

Порядок голосования

Участие избирателя в выборах является добровольным. Это означает, что никто не вправе оказывать воздействие на избирателя с целью принудить его к участию или неучастию в выборах.

Для того чтобы проголосовать, Вы должны:

- прийти с паспортом или документом, его замещающим, на избирательный участок, на котором Вы внесены в списки избирателей (списки составляются на основании адреса Вашего места жительства).

- предъявить паспорт и получить избирательный бюллетень.

- зайти в кабинку для голосования, обдумать свой выбор и сделать 1 отметку в бюллетене по выборам депутатов.

- выйти из кабинки и отпустить избирательные бюллетени в ящик для голосования.

- если при заполнении бюллетеня Вы совершили ошибку, то Вам необходимо обратиться к члену комиссии, выдавшему Вам бюллетень с просьбой выдать новый бюллетень взамен испорченного. Его нужно заполнить правильно и отпустить в ящик для голосования.

Если Вы голосуете по открепительному удостоверению, то Вы должны:

- прийти на любой избирательный участок с паспортом и открепительным удостоверением,

- предъявить секретарю участковой избирательной комиссии паспорт и открепительное удостоверение, расписаться в списке избирателей напротив свой фамилии за бюллетень, получить избирательный бюллетень и действовать так, как указано выше. 

Кто такой наблюдатель на выборах? Какие у него права и обязанности? 

Разъясняем, что любой гражданин РФ, достигший 18 лет, вправе стать наблюдателем на выборах.

Наблюдатель – это гражданин Российской Федерации, уполномоченный осуществлять наблюдение за проведением голосования, подсчетом голосов и иной деятельностью комиссии в период проведения голосования, в том числе досрочного голосования, установления его итогов, определения результатов выборов, референдума, включая деятельность комиссии по проверке правильности установления итогов голосования и определения результатов выборов, референдума.

Статус наблюдателя на выборах определяется ст. 30 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Так, наблюдатели вправе знакомиться со списками избирателей, реестром выдачи открепительных удостоверений, находиться в помещении для голосования соответствующего избирательного участка в день голосования, а также в дни досрочного голосования, наблюдать за выдачей бюллетеней избирателям, присутствовать при голосовании избирателей, участников референдума вне помещения для голосования, знакомиться с любым заполненным или незаполненным бюллетенем при подсчете голосов избирателей, наблюдать за составлением комиссией протокола обитогах голосования, обжаловать в порядке действия и/или бездействие комиссии в вышестоящей комиссии, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации или в суде.

Удалить наблюдателя из помещения для голосования можно только после принятия комиссией письменного мотивированного решения. Наблюдатель не должен уходить с участка, пока ему не предъявят заверенное подписью и печатью комиссии письменное решение, с которым он может обратиться в вышестоящую комиссию или в суд.

            Вместе с тем наблюдатели не вправе выдавать избирателям, участникам референдума бюллетени, расписываться за избирателя, в том числе по его просьбе, в получении бюллетеней, заполнять за избирателя, в том числе по его просьбе, бюллетени, предпринимать действия, нарушающие тайну голосования, проводить агитацию среди избирателей, участвовать в принятии решений соответствующей комиссией. 

Как найти свой избирательный участок?

В целях реализации прав избирателей соответствующими комиссиями формируются списки избирателей, полученных с использованием государственной системы регистрации (учета) избирателей.

В указанные списки включаются граждане Российской Федерации, обладающие на день голосования активным избирательным правом.

Основанием для включения гражданина Российской Федерации в список избирателей, участников референдума на конкретном избирательном участке, участке референдума является факт нахождения его места жительства на территории этого участка, а в иных случаях, - факт временного пребывания гражданина на территории этого участка либо наличие у гражданина открепительного удостоверения. Факт нахождения места жительства либо временного пребывания гражданина на территории определенного избирательного участка устанавливается органами регистрационного учета граждан России.

Если вы хотите узнать, где находится именно ваш избирательный участок и по какому адресу вам нужно голосовать, то это можно сделать на сайте Избирательной комиссии Кемеровской области. На сайте доступны адреса всех избирательных участков, которые будут работать в Единый день голосования.

Вы можете позвонить в избирательную комиссию вашего района и узнать адрес и телефон избирательного участка. Здесь вы можете уточнить, внесены ли вы в список избирателей на данном участке. Зачастую избирательная комиссия информирует своих избирателей о том, по какому адресу они могут проголосовать, посредством почты и информационных досок в общественных местах. 

Разъясните пожалуйста как должна быть организована агитационная работа за того или иного кандидата? Что грозит за нарушение правил проведения агитации? 

В соответствии с положениями ст. 54 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» кандидаты, избирательные объединения, инициативная группа по проведению референдума и иные группы участников референдума вправе беспрепятственно распространять печатные, а равно аудиовизуальные и иные агитационные материалы в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Все агитационные материалы должны изготавливаться на территории Российской Федерации.

Поскольку агитация на выборах оплачивается из избирательного фонда, то соответственно партии и кандидаты должны ее размещать только после старта агитационной кампании и формирования избирательного фонда.

Напечатных и в аудиовизуальных агитационных материалах агитации должно быть указание об оплате их изготовления из средств такого избирательного фонда.

Кроме того, агитационные материалы должны содержать наименование, юридический адрес и ИНН организации или физлица-заказчика, данные изготовителя, информацию о тираже и дате выпуска этих материалов.

В соответствии со ст. 5.12 КоАП РФ изготовление, распространение или размещение агитационных материалов с нарушением требований законодательства о выборах и референдумах влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Запрещается вывешивать (расклеивать, размещать) печатные предвыборные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, а также на любых поверхностях на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Также разъясняем, что ст. 5.14 КоАП РФ установлено, что умышленное уничтожение или повреждение информационных либо агитационных печатных материалов, вывешенных в соответствии с законом на зданиях, сооружениях или иных объектах с согласия их собственника или владельца в ходе избирательной кампании, подготовки или проведения референдума, либо нанесение надписей или изображений на информационные либо агитационные печатные материалы влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей. 

Виды избирательных систем 

В Российской Федерации применяются мажоритарная и пропорциональная избирательные системы.

При мажоритарной системе избранным считается кандидат, получивший установленное большинство голосов избирателей по избирательному округу, где он баллотируется. В зависимости от того, какое это большинство, различают мажоритарную систему относительного (простого), например при выборах депутатов региональных парламентов, абсолютного (50% + 1 голос), например при выборах Президента РФ, квалифицированного большинства (последнее применяется крайне редко).

Эту систему отличает традиционность применения, относительная простота процедур, прозрачность избирательного процесса. Депутат, избранный по такой системе, ответственен перед конкретными избирателями, не связан партийной дисциплиной и более свободен в представлении народных интересов в парламенте.

Пропорциональная избирательная система предполагает распределение депутатских мандатов между партийными списками в соответствии с количеством голосов, поданных за каждый список.

Для распределения голосов вычисляется избирательная квота - необходимое число голосов избирателей для получения одного мандата. Для этого общая сумма голосов, поданных за все списки, делится на число мандатов по избирательному округу. Затем сумма голосов, полученных каждым списком, делится на квоту, целая часть будет соответствовать числу полученных мандатов.

В России по пропорциональной системе избирается часть депутатов федерального и региональных парламентов, может применяться и на местных выборах. Среди ее достоинств можно отметить демократичный характер, позволяющий максимально учесть волю избирателей, высокую структурированность избираемых органов, меньшую зависимость депутатов от внешних источников воздействия. Вместе с тем ее явными недостатками являются слабая связь депутатов с избирателями, неравномерно представленные в округе территории, «протаскивание» в избирательных списках малоизвестных и не всегда квалифицированных кандидатов и пр.

Суть пропорциональной системы на выборах половины депутатов Государственной Думы в России состоит в следующем. В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы» территория государства объявляется единым избирательным округом. Политические партии выдвигают списки своих кандидатов. Избиратель голосует за один из таких списков. Победа в этом случае пропорциональна числу голосов, поданных за соответствующий список избирательного объединения, причем подсчет ведется по спискам, набравшим более 5%. 

Разъясните порядок обжалование избирателями итогов голосования 

С 13 апреля 2014 года на территории страны действует Федеральный закон от 02.04.2014 № 51-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Данный закон направлен на реализацию постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22 апреля 2013 года № 8-П, признавшего взаимосвязанные положения избирательного и гражданского процессуального законодательства об обжаловании итогов голосования не соответствующими Конституции Российской Федерации в части, не обеспечивающей возможность обжалования избирателями итогов голосования на том избирательном участке, где они принимали участие в выборах.

Таким образом, избирательное законодательство дополнено положениями, согласно которым избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения и действия (бездействие) участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, участке референдума, на котором они принимали участие в выборах, референдуме.

В связи с этим в Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации включены нормы, предусматривающие, что заявление об отмене решения участковой комиссии об итогах голосования может быть подано в суд в течение 10 дней со дня его принятия, а об отмене решения о результатах выборов, референдума – в течение трёх месяцев со дня официального опубликования их результатов (в настоящее время – в течение одного года со дня официального опубликования результатов выборов, референдума). Указанные сроки восстановлению не подлежат.

При обращении в суд факт участия избирателя, участника референдума в голосовании на соответствующем избирательном участке, участке референдума требует письменного подтверждения, которое выдаётся по запросу суда в течение пяти дней территориальной комиссией, а при проведении местных выборов и референдума – организующей эти выборы, референдум комиссией.

Указанным законом также четко разграничены основания отмены судом решений комиссий об итогах голосования, о результатах выборов и о результатах референдума, что в действующем законодательстве осуществлено не во всех случаях. При этом отдельно указываются основания отмены решений об итогах голосования по заявлению избирателя, участника референдума на том избирательном участке, участке референдума, на котором он принимал участие в выборах, референдуме. 

Вы уже разъясняли про ответственность за подкуп избирателей, а можно  подробнее об административной ответственности за подкуп избирателей?

 Административная ответственность за подкуп избирателей, участников референдума либо осуществление в период избирательной кампании, кампании референдума благотворительной деятельности с нарушением законодательства о выборах и референдумах предусмотрена статьей 5.16 КоАП РФ.

 

В Федеральном законе от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» перечислены субъекты, которым в ходе избирательной кампании, при проведении референдума запрещено совершать подкуп избирателей, участников референдума, заниматься благотворительной деятельностью (п. п. 2 и 5 ст. 56).

Кого можно привлечь к административной ответственности?

Субъектами административного правонарушения являются все лица (физические и юридические).

В частности, это

- кандидаты, их доверенные лица и уполномоченные представители,

- политические партии, выдвинувшие кандидатов, их доверенные лица и уполномоченные представители,

- зарегистрированные после начала избирательной кампании организации, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления которых являются указанные лица и (или) политические партии, в период избирательной кампании.

Что понимается под подкупом избирателя?

Под подкупом избирателей, участников референдума в соответствии с п. 2 ст. 56 Закона об основных гарантиях избирательных прав понимается осуществление следующих действий:

1) вручение денежных средств, подарков и иных материальных ценностей избирателям, участникам референдума, кроме как за выполнение организационной работы (за сбор подписей избирателей, участников референдума, агитационную работу);

2) вознаграждение избирателей, участников референдума, выполнявших указанную организационную работу, в зависимости от итогов голосования или обещание такого вознаграждения;

3) проведение льготной распродажи товаров, бесплатное распространение любых товаров, за исключением печатных материалов (в том числе иллюстрированных) и значков, специально изготовленных для избирательной кампании, кампании референдума;

4) предоставление услуг безвозмездно или на льготных условиях, а также воздействие на избирателей, участников референдума посредством обещаний передачи им денежных средств, ценных бумаг и других материальных благ (в том числе по итогам голосования), оказания услуг, иначе чем на основании принимаемых в соответствии с законодательством решений органов государственной власти, органов местного самоуправления.

Протоколы об административных правонарушениях по ст.5.16 КоАП РФ вправе составлять должностные лица органов внутренних дел (полиции).

А какие санкции предусмотрены в случае нарушение данных правил?

Несоблюдение вышеуказанных требований влечет наложение административного штрафа

- на граждан в размере от 20 тысяч до 25 тысяч рублей;

- на должностных лиц - от 30 тысяч до 40 тысяч рублей;

- на юридических лиц - от 300 тысяч до 500 тысяч рублей. 

Вы уже разъясняли об административной ответственности за нарушения избирательного законодательства, а что говорит закон об уголовной ответственности? 

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ.

Граждане имеют право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей, избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Ответственность за нарушение законодательства о выборах и референдумах устанавливается федеральными законами, которые предусматривают как административную, так и уголовную ответственность, на которой мы остановимся.

Уголовный кодекс РФ содержит четыре статьи, предусматривающие уголовную ответственность за нарушения законодательства о выборах и референдумах, - ст. 141 «Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий», 141.1 «Нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, избирательного объединения, избирательного блока, деятельности инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума», 142 «Фальсификация избирательных документов, документов референдума» и 142.1 «Фальсификация итогов голосования».

Ответственность за совершение данных видов преступлений различная от штрафа до лишения свободы на определенный срок. 

Нарушение тайны голосования

Одним из принципов проведения выборов в Российской Федерации является участие в них граждан Российской Федерации при тайном голосовании.

В силу ст. 7 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ), голосование на выборах является тайным, исключающим возможность какого-либо контроля за волеизъявлением гражданина.

Тайность голосования обеспечивается при соблюдении следующих условий:

- каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом – правом избирать в органы государственной власти и органы местного самоуправления, голосует лично, голосование за других лиц не допускается;

- заполнение бюллетеня для голосования осуществляется в специально оборудованной кабине, ином специально оборудованном месте, в которых запрещается присутствие других граждан, кроме голосующего;

- если гражданин не имеет возможности самостоятельно расписаться в получении бюллетеня или его заполнить, он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, участника референдума, не являющихся членом комиссии, зарегистрированным кандидатом, уполномоченным представителем избирательного объединения, членом или уполномоченным представителем инициативной группы по проведению референдума, доверенным лицом кандидата, избирательного объединения, наблюдателем, то есть лицами, которые могут повлиять на его волеизъявление;

- в соответствующей графе списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер паспорта или документа, заменяющего паспорт, лица, оказывающего помощь избирателю. Таким образом, лицо, оказавшее помощь избирателю, перестает быть анонимным, ввиду чего существенно уменьшается вероятность оказания им давления на волеизъявление участника голосования.

Одной из гарантий тайного голосования является запрет зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям, доверенным лицам и уполномоченным представителям избирательных объединений, доверенным лицам зарегистрированных кандидатов, членам и уполномоченным представителям инициативной группы по проведению референдума, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или по поручению указанных лиц и организаций, предпринимать действия, направленные на обеспечение доставки избирателей, участников референдума для участия в голосовании.

Организация досрочного голосования также должна исключать возможность искажения волеизъявления граждан. В этой связи, ст. 65 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ предусмотрено, что бюллетень, заполненный проголосовавшим досрочно избирателем, вкладывается им в заклеивающийся конверт. На месте склейки на конверте ставятся подписи двух членов соответственно территориальной комиссии, избирательной комиссии муниципального образования, окружной избирательной комиссии или участковой комиссии с правом решающего голоса, а также членов комиссии с правом совещательного голоса, наблюдателей (по их желанию). Указанные подписи заверяются печатью соответствующей комиссии.В день голосования председатель участковой комиссии перед началом голосования, но после подготовки и включения в режим голосования технических средств подсчета голосов (при их использовании) в присутствии указанных в настоящем законе лиц предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с бюллетенями, после чего вскрывает поочередно каждый конверт.

Таким образом, только после соблюдения требований, установленных пунктами 13 и 14 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ, председатель участковой комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя, опускает бюллетени в стационарный ящик для голосования либо в техническое средство подсчета голосов (в случае его использования).

Следует отметить, что способы нарушения тайны голосования разнообразны, они выражаются в том, что члены избирательных комиссий с правом решающего голоса при голосовании на дому могут указывать гражданам, за какого кандидата нужно голосовать, а также в том, что наблюдатели либо другие лица могут заходить в специально оборудованные кабины для голосования и разговаривать с избирателями с целью повлиять на их выбор.

Учитывая значимость прав граждан избирать и быть избранными, нарушение тайны голосования справедливо расценено законодателем как общественно опасное деяние, ответственность за которое предусмотрена ст.141 Уголовного кодекса Российской Федерации. 

Обжалование решений и действий органов государственной

власти и органов местного самоуправления, нарушающих избирательные права граждан 

В соответствии со ст. 75 ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия (бездействие) комиссий и их должностных лиц, нарушающие избирательные права граждан, могут быть обжалованы в суд и избирательную комиссию.

Решения суда обязательны для исполнения соответствующими комиссиями.

Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня.

В случае обжалования решений и действий (бездействия) избирательных комиссий и их должностных лиц, нарушающих избирательные права граждан непосредственно в вышестоящую комиссию, данная комиссия обязана, не направляя жалобу в нижестоящую комиссию, за исключением случая, когда обстоятельства, изложенные в жалобе, не были предметом рассмотрения нижестоящей комиссии, рассмотреть жалобу и вынести одно из следующих решений:

1) оставить жалобу без удовлетворения;

2) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)) и принять решение по существу;

3) отменить обжалуемое решение полностью или в части (признать незаконным действие (бездействие)), обязав нижестоящую комиссию повторно рассмотреть вопрос и принять решение по существу (совершить определенное действие).

Решения или действия (бездействие) избирательной комиссии поселения или ее должностного лица, нарушающие избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в избирательную комиссию муниципального района.

В случае принятия жалобы к рассмотрению судом и обращения того же заявителя с аналогичной жалобой в соответствующую комиссию эта комиссия приостанавливает рассмотрение жалобы до вступления решения суда в законную силу. В случае вынесения судом решения по существу жалобы комиссия прекращает ее рассмотрение.

С жалобами на решения и действия (бездействие), нарушающие избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, наблюдатели, а также избирательные комиссии.

Суд соответствующего уровня не вправе отказать в приеме жалобы на нарушение избирательных прав граждан Российской Федерации. При этом суд обращает внимание на то, имеет ли место факт нарушения избирательных прав заявителя, а также соблюдены ли сроки подачи жалобы на нарушение избирательных прав.

В соответствии со ст. 260 ГПК РФ, заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах и референдумах, его избирательных прав или права на участие в референдуме.

Заявление, касающееся решения избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия избирательной комиссией, комиссией референдума обжалуемого решения.

Заявление об отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования.

Заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума об итогах голосования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия решения об итогах голосования. Заявление об отмене решения избирательной комиссии, комиссии референдума о результатах выборов, референдума может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня официального опубликования результатов соответствующих выборов, референдума. 

Рассмотрение жалоб на нарушения избирательных прав граждан осуществляют органы прокуратуры. 

Возможно ли проведение рекламных акций предпринимательской деятельности в ходе избирательной компании 

Нередки случаи, когда при осуществлении агитации за того или иного кандидата в депутаты идет и реклама определённых товаров и услуг.

Между тем, вышеуказанные вопросы определённо регламентированы действующим законодательством.

Так, статья 56 федерального закона Российской Федерации «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в качестве одной из гарантий недопустимости злоупотребления правом на проведение агитации содержит положение о том, что в ходе избирательной кампании, реклама коммерческой (предпринимательской) и иной не связанной с выборами и референдумом деятельности ряда лиц подлежит некоторым ограничениям.

Это касается кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, доверенных лиц и уполномоченных представителей избирательных объединений, доверенных лиц зарегистрированных кандидатов, членов и уполномоченных представителей инициативных групп по проведению референдума, а также организаций, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются указанные лица и организации.

Оплата рекламы предпринимательской и иной деятельности названных лиц в рамках эфирного времени или печатной площади производится исключительно из средств соответствующего избирательного фонда (фонда референдума). При этом во всех рекламных материалах, помещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, из избирательного фонда какого кандидата, избирательного объединения была произведена оплата соответствующей публикации. В день голосования и в день, предшествующий дню голосования, такая реклама не допускается.

При этом статьёй 5.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривается административная ответственность  за нарушение предусмотренных законодательством о выборах и референдумах условий рекламы предпринимательской и иной деятельности кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, иных лиц и организаций, на рекламирование предпринимательской и иной деятельности которых распространяются требования и ограничения, предусмотренные законодательством о выборах и референдумах

Правила рекламирования предпринимательской и иной деятельности участников избирательного процесса (процедуры подготовки и проведения референдумов) отражены в законодательстве РФ и ее субъектов о выборах и референдумах.

Ответственность за вышеуказанное правонарушение наступает в результате действий либо бездействия, нарушающих требования и ограничения при рекламировании предпринимательской и иной деятельности кандидатов, избирательных объединений, других лиц и организаций, например, оплата рекламы не из средств избирательного фонда.

К ответственности подлежат привлечению как граждане, так и должностные лица, допускающие указанные нарушения (например, должностные лица СМИ, организаций, учрежденных избирательными объединениями), а также юридические лица - периодические печатные издания, организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, избирательные объединения, организации, учредителями, собственниками, владельцами или членами органов управления которых являются кандидаты, зарегистрированные кандидаты, избирательные объединения, их доверенные лица и уполномоченные представители.

Данное правонарушение может быть совершено как умышленно, так и по неосторожности.

В случае признания судом лица виновным в совершении данного правонарушения могут быть назначен административный штраф на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей. 

13 сентября Единый день голосования в представительные органы местного самоуправления Кемеровской области.

Подскажите, существует ли уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан? 

Уголовная ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий предусмотрена в статье 141 УК РФ.

Согласно указанной статье преступными признаются действия, направленные на воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме, нарушение тайны голосования, а также воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей.

Воспрепятствование свободному осуществлению гражданином своих избирательных прав или права на участие в референдуме и воспрепятствование работе избирательных комиссий, комиссий референдума либо деятельности члена избирательной комиссии, комиссии референдума, связанной с исполнением им своих обязанностей, может быть осуществлено различными способами, например недопуском гражданина на избирательный участок, отказом внесения его в списки избирателей, угрозой причинения вреда в случае участия в выборах и т.д.

Воспрепятствование работе избирательных комиссий и комиссий по проведению референдума, а также ее отдельных членов может состоять в непредоставлении комиссии помещений, притеснении членов избирательных комиссий на основном месте работы. Воспрепятствование может также выражаться и в необоснованном отказе в регистрации кандидата либо снятии его с регистрации и т.п.

Нарушение тайны голосования может проявиться в организации голосования без кабин, присутствии в кабинах посторонних лиц, пометке бюллетеней соответствующими цифрами или значками, позволяющими выявить, как проголосовал тот или иной человек, и иных действиях.

Вышеуказанной статьей уголовная ответственность  также предусмотрена за подкуп, обман, принуждение, применение насилия, и угрозу применения насилия.

Как подкуп рассматривается обещание или предоставление предметов, ценностей, денежных средств, оказание услуг имущественного характера или иных имущественных выгод.

Обман может выражаться как в форме действия, так и бездействия. В качестве обмана могут рассматриваться сообщение заведомо ложных сведений, а также умолчание о фактах, которые могут повлиять на решение избирателей при голосовании, на выполнение комиссиями своих обязанностей.

Принуждение рассматривается как психическое воздействие на человека. Может выражаться в нарушении или угрозе нарушения его законных прав и интересов, интересов родных или близких потерпевшему лиц.

Насилие - физическое воздействие, применяемое к лицу, участвовавшему в выборах, референдуме, или к его близким. Угроза насилием - психическое воздействие, применяемое к лицу, выражающееся в реальной возможности применения физического воздействия, причинения боли или страданий.

Уголовная ответственность предусмотрена и за вмешательство в осуществление избирательной комиссией, комиссией референдума ее полномочий, установленных законодательством о выборах и референдумах (форма такого вмешательства - требование или указание по вопросам регистрации кандидатов, списков кандидатов, избирательных блоков, подсчета голосов избирателей, участников референдума и по иным вопросам, относящимся к исключительной компетенции избирательной комиссии, комиссии референдума); неправомерное вмешательство в работу ГАС «Выборы».

Перечисленные действия должны быть направлены на искажение результатов выборов, их фальсификацию.

Ответственность за воспрепятствование осуществлению избирательных прав предусмотрена также и нормами гл. 5 КоАПРФ. Разграничение между преступлением и иными правонарушениями следует осуществлять с учетом возможных в каждой конкретной ситуации последствий. 

Запреты, связанные с агитационными материалами в период избирательной компании 

Выпускаемые агитационные материалы должны содержать наименования (включая организационно-правовую форму) и юридические адреса организаций или фамилии, имена, отчества и места жительства лиц, изготовивших данные материалы; наименование организации или фамилию, имя, отчество лица, заказавших изготовление материалов, а также информацию об их тираже и дате выпуска.

Изготовление анонимных агитационных печатных материалов запрещается.

В содержании агитационных предвыборных материалов недопустимы призывы к насильственному изменению основ конституционного строя и нарушению территориальной целостности России, пропаганда социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства. Не допускаются выпуск и распространение сообщений и материалов, возбуждающих социальную, расовую, национальную или религиозную вражду.

Кроме того, законодательство запрещает распространение ложных сведений о кандидате, а также совершение иных действий, порочащих его честь и достоинство.

Запрещается изготовление агитационных материалов, содержащих коммерческую рекламу, а также агитационных материалов без предварительной оплаты за счет средств соответствующего избирательного фонда и без указания информации об этой оплате.

Запрещается распространение агитационных материалов, если экземпляры этих материалов до начала их распространения не были представлены кандидатом, избирательным объединением, вместе со сведениями о месте нахождения (адресе) организации (лица), изготовивших и заказавших эти материалы, в соответствующую избирательную комиссию.

Использование изображения физического лица, высказываний физического лица о кандидате, об избирательном объединении в агитационных материалах возможно только с письменного согласия данного физического лица. Документ, подтверждающий такое согласие, представляется в комиссию вместе с экземплярами агитационных материалов. В случае нарушения данного требования относительно агитационных материалов, размещаемых на каналах организаций телерадиовещания или в периодических печатных изданиях, ответственность наступает по ст. 5.8 КоАП РФ.

Печатные агитационные материалы могут вывешиваться (размещаться) в помещениях, на зданиях, сооружениях и иных объектах только при наличии письменного согласия собственников, владельцев указанных объектов и на их условиях.

Запрещается вывешивать (размещать) печатные агитационные материалы на памятниках, обелисках, зданиях, сооружениях и в помещениях, имеющих историческую, культурную или архитектурную ценность, а также в зданиях, в которых размещены избирательные комиссии, помещения для голосования, и на расстоянии менее 50 метров от входа в них.

Дела об административных правонарушениях рассматривают судьи (ст. 23.1 КоАП РФ) в пятидневный срок (ч. 3 ст. 29.6КоАП РФ). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять члены избирательной комиссии, комиссии референдума с правом решающего голоса, уполномоченные избирательными комиссиями (ч. 5 ст. 28.3 КоАП РФ), а также должностные лица органов внутренних дел (полиции) (п. 1 ч. 2 ст. 28.3 КоАП РФ). 

Вопросы обжалования нарушений избирательных прав граждан

             Согласно статье 75 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решения и действия или бездействие органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, а также решения и действия или бездействие комиссий и их должностных лиц, которые нарушают избирательные права граждан и право граждан на участие в референдуме, могут быть обжалованы в суд.

Решения комиссий об итогах голосования, о результатах выборов, референдумов обжалуются в суды соответствующего уровня, по подсудности.

Так, решения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации обжалуются в Верховный Суд Российской Федерации, а решения и действия или бездействие избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных избирательных комиссий по выборам в законодательные органы государственной власти субъектов Российской Федерации обжалуются в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов. Решения и действия или же бездействие иных комиссий обжалуются в районные суды. При этом суд соответствующего уровня рассматривает решение комиссии, организующей выборы, референдум, а также решения нижестоящих комиссий, принимавших участие в проведении данных выборов, референдума в соответствии с законом, если допущенные ими нарушения могли повлиять на результаты данных выборов, референдума.

Таким образом, в случае нарушения избирательных прав граждан, суд может отменить решение соответствующей комиссии. Например, такие решения как: регистрация кандидата, отказ в регистрации кандидата, итоги голосования, результаты выборов, референдума или иное решение комиссии.

С жалобами на решения и действия или бездействие, которые нарушают избирательные права граждан, могут обратиться избиратели, участники референдума, кандидаты, их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, иные общественные объединения, инициативная группа по проведению референдума и ее уполномоченные представители, наблюдатели, а также комиссии. Избиратели, участники референдума вправе обратиться с жалобами на решения, действия или бездействие участковой комиссии, связанные с установлением итогов голосования на том избирательном участке, на котором они принимали участие в выборах или референдуме.

С 1 января 2015 года на местных выборах можно будет проголосовать «против всех кандидатов»

    Такие изменения внесены в Федеральный закон «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» и Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

      Соответствующая графа включена в избирательные бюллетени.

      Местные выборы будут признаваться несостоявшимися, если против всех кандидатов проголосует больше избирателей, чем проголосовало за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов. Закон вступил в силу с 1 января 2015 года. 

Разъясните подробно процедуру досрочного голосования? 

Напоминаем о том, что Федеральным законом от 05.05.2014 № 95-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Согласно принятым изменениям на выборах в органы государственной власти и местного самоуправления могут проголосовать досрочно избиратели, которые в день голосования по уважительной причине (отпуск, командировка, режим трудовой и учебной деятельности и т.д.) будут отсутствовать по месту жительства и не смогут проголосовать на избирательном участке, на котором они включены в список избирателей.

Избиратели вправе проголосовать в помещении избирательной комиссии муниципального образования (территориальной) в срок за 10 - 4 дня до дня голосования или в помещении соответствующей участковой избирательной комиссии в срок не ранее чем за 3 дня до дня голосования, подав в соответствующую комиссию заявление, в котором указывает причину досрочного голосования.

Досрочное голосование проводится не менее четырех часов в день в рабочие дни в вечернее время (после 16 часов по местному времени) и в выходные дни в присутствии всех членов соответствующей комиссии, наблюдателей, иных лиц, указанных в законе.

Кроме того с 1 января 2015 года на местных выборах можно проголосовать против всех кандидатов, заполнив соответствующую графу в избирательном бюллетене. При этом местные выборы будут признаваться несостоявшимися, если против всех кандидатов проголосует больше избирателей, чем проголосовало за кандидата, набравшего наибольшее количество голосов. 

Избирательные права граждан, ограниченных в дееспособности 

Активное и пассивное избирательное право относятся к числу основных конституционных прав граждан. Согласно ст. 32 Конституции РФ граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

В области избирательного права лишение дееспособности означает и лишение избирательных прав.

2 марта 2015 года в силу вступили изменения, внесенные в Гражданский кодекс РФ Федеральным законом от 30.12.2012 № 302-ФЗ. Согласно новой редакции ст. 30 ГК РФ гражданин, который вследствие психического расстройства может понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, может быть ограничен судом в дееспособности в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством. Кроме того, ст. 29 ГК РФ также претерпела изменения и дополнена нормой, предусматривающей возможность суда при развитии способности гражданина, который был признан недееспособным, понимать значение своих действий или руководить ими лишь при помощи других лиц, признать такого гражданина ограниченно дееспособным.

В связи с внесением изменений в ГК РФ, ограничение дееспособности стало возможно и для лиц, имеющих психические заболевания, которым необходима помощь других лиц для осознания действий или руководства ими.

Таким образом, изменения в гражданском законодательстве отражаются и на регулировании отношений по реализации активного избирательного права гражданами Российской Федерации. 

Если исходить из буквального смысла положений п. 4 ст. 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации», п. 6 ст. 4 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 26.11.1996 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления», то лишение активного избирательного права связано либо с пребыванием в местах лишения свободы, либо с лишением дееспособности. Ограничение же дееспособности не влияет на активное избирательное право, граждане, ограниченные в дееспособности, не лишаются активного избирательного права и не ограничиваются в его реализации. 

Ограничено пассивное избирательное право граждан, имеющих неснятую и непогашенную судимость за совершение тяжких или особо тяжких преступлений 

Федеральным законом от 21.02.2014 № 19-ФЗ внесены изменения в федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», «О выборах Президента Российской Федерации».

Указанные изменения направлены на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 10.10.2013 № 20-П. Постановлением, в частности, отдельное положение Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» было признано не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой им установлено бессрочное и недифференцированное ограничение пассивного избирательного права в отношении граждан РФ, осужденных к лишению свободы за совершение тяжких или особо тяжких преступлений.

Изменениями предусмотрено, в частности, что граждане, осужденные к лишению свободы за совершение тяжких преступлений, не имеют права быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости, а осужденные к лишению свободы за совершение особо тяжких преступлений - до истечения 15 лет со дня снятия или погашения судимости.

Если в соответствии с новым уголовным законом деяние, за совершение которого был осужден гражданин, не признается тяжким или особо тяжким преступлением, действие ограничения пассивного избирательного права прекращается со дня вступления в силу этого уголовного закона.

Если в соответствии с новым уголовным законом тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, признается особо тяжким преступлением или особо тяжкое преступление, за совершение которого был осужден гражданин, признается тяжким преступлением, ограничения пассивного избирательного права действуют до истечения 10 лет со дня снятия или погашения судимости.

Также установлено, что в избирательных документах указываются сведения не только о наличии у кандидата неснятой и непогашенной судимости, но и о когда-либо имевшейся у него судимости. 

Права избирателя и ответственность за их несоблюдение 

         

  Конституцией Российской Федерации гражданам Российской Федерации гарантировано право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления.

  Право избирать депутатов представительного органа муниципального образования возникает у гражданина Российской Федерации, достигшего на день голосования возраста 18 лет.

  Гражданин имеет право ознакомления со списком избирателей, который участковая комиссия представляет для ознакомления избирателей и его дополнительного уточнения за 10 дней до дня голосования.

  Законодательство о выборах предоставляет гражданину Российской Федерации право обратиться в участковую избирательную комиссию с заявлением о включении его в список избирателей, о любой ошибке или неточности в сведениях о нем, внесенных в список избирателей. Участковая избирательная комиссия обязана проверить сообщенные заявителем сведения и представленные документы в течение 24 часов, а в день голосования в течение 2 часов с момента обращения, но не позднее момента окончания голосования. Принятое избирательной комиссией решение об устранении ошибки или неточности, либо решения об отклонении заявления подлежит вручению заявителю. При этом нерассмотрение в установленный законом срок заявления о неправильности в списке избирателей, либо отказ выдать гражданину письменный ответ о причине отклонения заявления о внесении исправления в список избирателей, влечет административную ответственность по ст. 5.1. КоАП РФ.

  Участие гражданина Российской Федерации в выборах депутатов представительного органа муниципального образования является свободным и добровольным. При этом никто не вправе оказывать воздействие на гражданина с целью принудить его к участию или неучастию в выборах депутатов представительного органа муниципального образования либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению.

  Каждый гражданин имеет только один голос, использует его только один раз, когда опускает бюллетень в избирательную урну только на одном избирательном участке в день голосования и только там, где он включен в списки избирателей.

  Следует отметить, что получение в избирательной комиссии избирательного бюллетеня с целью проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя является административным правонарушением, которое влечет наложение административного штрафа в размере от 1500 до 3000 рублей, равно как выдача членом избирательной комиссии гражданину избирательного бюллетеня в целях предоставления ему возможности проголосовать вместо избирателя, в том числе вместо другого избирателя или проголосовать более одного раза в ходе одного и того же голосования либо выдача гражданину заполненных избирательного бюллетеня является административным правонарушением, влекущим административную ответственность по ч. 1 ст. 5.22 КоАП РФ.

 Разъясняем, что избиратели, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа местного самоуправления, избирательной комиссии, должностного лица нарушаются избирательные права вправе обратиться с заявлением в суд.

 Заявление в суд может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда заявителю стало известно или должно было стать известно о нарушении законодательства о выборах, его избирательных прав.

 О нарушениях законодательства о выборах граждане могут сообщить в органы прокуратуры. 

 

Меню сайта